16 июня празднование Сретения иконы преподобного Димитрия Прилуцкого.

Икона «всеми своими формами, линиями и красками» отражает внутреннее состояние человека, «лик которого паче солнца сияет благодатным светом». И потому все страждущие, болящие и немощные люди, которым являлась милость Божия по молитвам преподобного Димитрия и в XVI, и в XX веке, видели святого в образе осиянного светом «святолепного старца».

На иконе клейма с «деяниями» расположены вокруг моленного образа святого в порядке их прочтения, по строкам слева направо. «Читая» их, мы шествуем вслед за святым по его стопам, научаясь примером жизни преподобного смиренному, кроткому христианскому житию.

Святыня веками сохранялась в монастыре, уцелев при разорении монастыря в Смутное время и во время пожара, случившегося внезапно в закрытом соборе. Из пылающего храма ее вынес кто-то из монастырских людей, а в летописце коротко записали: «1811. Сентяб. 17. Бысть в храме Всемилостивого Спаса сильной пожар отъ чего иконостасъ, св. образа и вся утварь церковная сгорела. Одна икона чудот. Димитрия спасена».

О том, что икону преподобного Димитрия Прилуцкого почитали в Вологде, говорят выполненные с нее списки-копии. Один из них – образ чудотворца Димитрия в окружении клейм с «деяниями» – был написан для церкви Прп. Димитрия Прилуцкого, построенной на месте Сретения образа. Иконы Святого с житием имелись во многих вологодских храмах, располагавшихся в древней части города по пути перенесения образа в Спасо-Прилуцкий монастырь.

Согласно сказанию новая икона преподобного Димитрия украшена была «серебром и золотом», ибо таким образом воздавалась честь Богу, прославившему Святого. Сейчас мы не знаем, каким был первоначальное убранство, так как в Смутное время, по сообщению игумена Кирилла, монастырь был разграблен: «Воры пришед в монастырь братью и служек и крестьянец посекли и в церкви Божие милосердие образы ободрали». После 1613 года на иконе заново сделали серебряный оклад, венец и гривну. Фигуру святого покрывала риза из серебра с позолотой и венец, зрительно выделяя главное – моленный образ преподобного Димитрия. Примечательно, что в течение XVII века его неоднократно заменяли, а во второй половине столетия на венце поместили изображение Нерукотворного образа Всемилостивого Спаса; убранство иконы, возобновленное в 1884 году, запечатлено на фотографии начала XX столетия.

Издавна благочестивым обычаем было принесение к образу святого молитвенных даров: крестов, небольших икон, панагий, монеток. Они являлись знаком благоговейного почитания преподобного Димитрия, были свидетельством чудесных исцелений, помощи в нужде или скорбном обстоянии. Такие дары-«привесы» сохранялись на окладе иконы до XVIII века. «В привесе два креста: один серебряной сканое дело тощь (то есть полый внутри. — Сост.), А другой резан по черной косте, на обоих сторонах обложен серебром сканое дело, в возглавии жемчужина. Да панагея каменна, на ней написан образ Нерукотворенный под Хрусталем, обложена серебром сканое дело, незолочена. Да вновь прибыло в привесе крест серебряной скрозной, в местах вырезано «О Тебе радуется»». Одно из описаний иконы упоминает «шесть копеек золоченых», которые привесили к венцу Чудотворца. В житии есть живой рассказ о вдове Антонине, которая была слепа на один глаз, немощна рукой и вдобавок бедна. Она жила близ Вологды и часто призывала в молитвах преподобного Димитрия, так как слух о его чудесах разошелся по всему краю. Однажды она видела во сне «благолепного старца», повелевающего ей для исцеления прийти в монастырь на праздник Всемилостивого Спаса и приложиться ко гробу «старца Димитрия». Отвечая на ее слова о бедности и невозможности принести что-либо в дар Господу, Святой велел собрать ягоды, продать их на одну серебряную монетку и принести ее как дар. Несмотря на свои немощи, вдова проявила послушание и всё это исполнила. Чудесным образом нашелся покупатель, давший ей за ягоды громадную по тем временам сумму. Придя в обитель, Антонина с верой молилась преподобному Димитрию, положила к его цельбоносному гробу серебряную монетку и вскоре выздоровела.

Убранство иконы дополняла пелена из ткани, находившаяся под образом. Подобно всем пеленам в иконостасе соборного храма на ней изображен крест. У трех икон кресты были более нарядными: Всемилостивого Спаса, Пресвятой Богородицы и Димитрия Чудотворца. Крест на пелене у образа Спасителя был из серебряных золоченых дробниц, на пелене Пресвятой Богородицы – жемчужный. У образа преподобного Димитрия пелена – «отлас цветной, в средине дороги черчатые, крест низан жемчугом, у пелены семнадцать кистей шелковых розных шелков». «Киот того образа деревянной, резной золоченой… Перед образом свеча болшая поставная, восковая, налеп железной», – так завершил в 1693 году описание убранства иконы казначей монастыря.

Празднование сретения образа преподобного Димитрия Прилуцкого принадлежит к редким церковным торжествам. Церковная служба сретению образа совершалась как праздник великому святому: с малой вечерней, Всенощным бдением; на утрени читались два канона преподобному Димитрию. Божественную литургию служил правящий архиерей с настоятелем обители и «всем освященным Собором». После нее совершали молебен «начальнику» обители – преподобному Димитрию Прилуцкому.

Сохранился замечательный документ, свидетельствующий о значении этого праздника в монастырской жизни. Архимандрит Иосиф с братией в 1667 году пишут челобитную вологодскому архиепископу Симону, в которой просят благословения совершать празднование сретения в отсутствие Владыки, как обычно, – собором городского духовенства и с крестным ходом. «Государю Преосвященному Симону, архиепископу Вологодскому и Белозерскому, бьют челом богомольцы твои Спасова Прилуцкого монастыря Архимандрит Иосиф, келарь старец Иларион Лазарев с братьею милости у тебя Государя Архиерея Божия просим. Празнуем мы началника обители нашея сретения чудотворного образа преподобнаго отца нашего Димитрия Чудотворца июня в «Г»-ем (3-ем) числе. И того Государь числа на празник к Дому Святому твоя святителская милость бывает из соборныя и апостолския Церкви твое Святителское хождение со святыми иконами к нам в монастырь ради моления православных христиан ко господу Богу и к преподобному Димитрию Чудотворцу и ради хождения святых икон бывает христиан к нам в обитель множество. И без твоего Святителского хождения святыя иконы из соборныя и апостолския церкви со всем освященным собором к нам в монастырь отпустить милостивый Преосвященный Симон архиепископъ вологодский и белоозерский пожалуи нас богомолцовъ своих ради Всемилостивого Спаса и Его угодника Божия началника обители нашея Димитрия Чудотворца и ради православных христиан моления июня в «Г» [3] день. Прикажи Государь из соборныя и апостолския Церкви попрежнему Святыя иконы отпустить со всемъ освященным собором празникъ в честь Господу Богу и Ево угоднику Димитрию Чудотворцу о молении и отпущении греховъ всех православных християн. Государь, смилуйся, пожалуй». Читая простые и выразительные слова послания, мы видим не только любовь, живое и глубокое почитание братией преподобного отца Димитрия, но как бы отождествление иконы с самим святым.

В монастыре праздник 3 июня называли «великим торжеством обители». Настоятель соседнего с монастырем храма святителя Николая Чудотворца протоиерей Константин Маслов вспоминал: «Торжественное празднование чудотворному образу преподобнаго отца нашего с обычным – Всеградским крестным ходом, и парадным – Архиерейским Богослужением. По сем Богослужении на трапезе хлебосольнейшаго нашего отца Архимандрита Анатолия было все по-прежнему: то же усердное угощение, то же довольство на трапезе, те же гости, во множестве собравшиеся, мы имеем честь тут же, что были и в прежние годы». В этот день, очевидно, совершались хиротонии и возведения в церковный сан, ибо сам отец Константин 3 июня 1893 года «в сонме многих священнослужителей при Архиерейском Богослужении в обители» удостоился возведения Преосвященным Израилем в сан протоиерея.

Сохранились сведения о том, что празднование сретения иконы преподобного Димитрия Прилуцкого совершалось в течение нескольких дней. А.Н. Муравьев, посетивший Димитриеву обитель в 1855 году, записал в своем дневнике: «Большое движение было в слободе Прилуцкой, народ толпился около монастыря и в ограде, потому что это был второй день летняго праздника сей обители, – память перенесения иконы Преподобного, которую прислал Великий Князь Иоанн, по случаю бывшаго ему видения в походе Казанском. Накануне служил епископ Вологодский в Прилуках, и городские жители во множестве стекаются в обитель…». Преосвященные владыки пребывали в монастыре и в последующие дни праздника, посещая ближайшие к обители приходские храмы. В 1874 году, 4 июня, «на другой день нашего благознаменитого праздника», епископ Вологодский и Устюжский Феодосий удостоил своим посещением Свято-Никольский Валушинский храм.

3 июня в Спасо-Прилуцком монастыре происходили значительные события. В 1814 году посещал Вологду и был в монастыре император Александр I Благословенный; 3 июня 1817 года Преосвященный Онисифор, епископ Вологодский и Устюжский, освятил в монастыре обновленную после пожара соборную церковь «во имя всемилостивейшаго Спаса»; в 1871 году на Сретение иконы Димитрия чудотворца торжественно праздновали 500-летие Спасо-Прилуцкой обители.

По свидетельству современников, на праздник 3 июня «сходился весь город»…

Подробнее в источнике: http://stsl.ru/news/all/pamyat-prepodobnogo-dimitriya..

https://vk.com/alexander_kushtskiy?w=wall-155175944_4629

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели