Евангелие от Иоанна, Глава 9, стихи 1-38
И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.
Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.
Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.
Доколе Я в мире, Я свет миру.
Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,
и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.
Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?
Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.
Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?
Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.
Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.
Повели сего бывшего слепца к фарисеям.
А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.
Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.
Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.
Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.
Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего
и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?
Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,
а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет.
Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.
Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите.
Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.
Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.
Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?
Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?
Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.
Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.
Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.
Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.
От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.
Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.
Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.
Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?
Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?
Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.
Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.
Сегодняшнее чтение начинается на с того, что Христос видит на своём пути слепорожденного человека, который, насколько мы понимаем, сидит и просит милостыню. Люди, сопровождавшие Спасителя, задают вопрос о причине того, что этот человек слеп от рождения. Однако отвечая, Он отвергает всех их предположения и утверждает, что болезнь попущена для того, чтобы в его жизни явилась слава Божия. Чего после таких слов можно было бы ожидать? Мгновенного и чудесного исцеления, прикосновением или вообще словом. Но Христос поступает совершенно иначе. Он делает брение, то есть подобие мази из слюны и земли, мажет ему глаза и отправляет его умыться в источнике. При этом он не спрашивает его ни о чем, ни о его вере, ни о желании… Он просто исцеляет его, без каких-либо диалогов…
Впрочем, диалог есть, но сразу его заметить сложно. И начать надо с того, чтобы ответить на вопрос: что значат слова Христа о славе Божией?
Первый ответ, который приходит в голову заключается в том, что речь идет о прославлении Бога, людьми, которые видят чудо. Но такой ответ больше подошел бы к чуду мгновенному, совершенному явным для всех образом. Но Христос, как мы сказали, действовал совершенно иначе.
Он оказывается рядом и готов помочь, Он ни о чем не спрашивает и не никаких предварительных условий, но, в то же время, Он приглашает к сотрудничеству, посылает слепого умываться в источнике, а Сам идет дальше. Видимым образом, для присутствующих ничего особенного не происходит, ничего эффектного… Но внутри слепца начинается диалог со Христом. Это диалог веры, рождающейся в сердце, которого своей милостью коснулся Бог. И вот он идет, умывается и прозревает. Но прозревает не только физически, он прозревает духовно. Будучи человеком некнижным, не имеющим никаких навыков, кроме тех, что помогали ему просить милостыню, он становится буквально пророком и исповедником. Его пригласили совершенно не для богословских бесед, да и было бы с кем беседовать и спорить, но он обличает всех этих мудрецов и благочестивцев… В своих спорах они забыли главное: грешников Бог не слушает, но слушает тех, кто творит волю Его… Вы тут спорите и не знаете, кто этот человек, и не хотите знать, а ведь Он открыл мне глаза. С какой ненавистью они набросились на него но он остался верен Христу. Он напирает на эти слова, потому что спорить можно сколько угодно, но факт останется фактом… Слепец прозрел. Знают ли об этом фарисеи? Знают. Они несколько раз спрашивали и родителей слепца и его самого, в надежде выяснить, что это ошибка или по крайней мере дело не в этом Иисусе, Проповеднике, Который не чтит субботу. Но нет, дело все же в Нем. И тогда они предпочитают не видеть фактов, оставаясь при своем. Они предпочитают оставаться слепыми, в то время как слепорожденный прозревает.
В жизни каждого из нас несмотря на то что большинство из нас зрячие люди, происходят подобные истории. Бог приходит в нашу жизнь порой в самую трудную минуту, но не лишает нас совершенно проблем а приглашает нас к сотрудничеству. И слава Его в том, что будучи Творцом мира, Он позволяет нам выбрать самим: останемся ли мы в одиночестве, один на один с бессмыслицей этого мира, или мы откроем свои глаза, чтобы понимать жизнь, откроем свое сердце, для того, чтобы Он вошел в него.