Евангелие от Матфея, Глава 8, стихи 5-13
Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его:
Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.
Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.
Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой;
ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.
Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.
Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;
а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.
Английский историк Гиббон пишет: «Различные религии, существовавшие в Римской империи, простые люди считали равно истинными, философы — равно ошибочными, а власти одинаково полезными». Именно в таком контексте Гиббон предлагает рассматривать прозвучавший отрывок из Евангелия от Матфея. Иными словами, для светского исследователя поступок римского сотника (центуриона) представлял собой не столько искреннее проявление веры в Сына Божьего, сколько следовал в русле довольно специфической общественно-государственной логики.
Данную логику можно представить себе примерно так. Сотник (не последний человек в военной и общественной иерархии Римской империи) услышал о великом проповеднике-чудотворце и решил воспользоваться его услугами. Чтобы и слугу вылечить, и новому религиозному движению добавить авторитетности. В том числе и для того, чтобы ещё больше расщепить изнутри и так уже совсем не монолитную структуру иудаизма. «Разделяй и властвуй», — как любили повторять римские завоеватели.
Но всё же — поступок сотника (даже при огромном желании) нельзя свести в меркантильную плоскость. В ином Евангелии — от Луки — при описании услышанных нами событий мы видим поразительную вещь. Об исцелении слуги сотника Христа сначала просит группа иудеев. Надо сказать, древние евреи всегда с большим подозрением относились даже к самым добрым поступкам язычников, никогда не доверяли иноверцам. Но, похоже, данного конкретного центуриона они действительно уважали и ценили. А потому отважились публично исполнить его просьбу, обратившись с ходатайством к Иисусу, Которого не особо любили.
Евангелие ничего не говорит нам о том, был ли центурион так называемым прозелитом — язычником, принявшим ветхозаветную религию. Но этот человек явным образом чувствовал, где находится истинный Бог. Иначе он вряд ли бы обратил внимание на проповедническую деятельность Христа. Нужно обязательно подчеркнуть ещё один момент — что именно подтолкнуло сотника обратиться с просьбой к Спасителю? Как кажется, главную роль сыграло искреннее, нелицемерное милосердие.
Слуга, за которого просил центурион, был рабом. В понимании людей того времени — фактически вещью. Больного, неспособного полноценно трудиться раба можно было спокойно выгнать, выкинуть как какой-нибудь ненужный в хозяйстве предмет. Но центурион проявил себя совершенно иначе. Он, как кажется, исчерпав возможности обычной медицины, не утратил окончательно надежды. И возложил её (надежду) на Бога, силу Которого он видел в словах и поступках Иисуса из Назарета. Сотник при этом отказался использовать свой служебный статус — он не приказывал, а просил у Христа о помощи с настоящим смирением.
В результате центурион был услышан и вознаграждён. Его пример имеет огромное значение для каждого из нас. Ведь поступок сотника демонстрирует — связующим звеном между нами и Богом может быть только любовь, которая просит о милости и не навязывает своего. Будем же следовать примеру благочестивого центуриона, становясь посредниками для Божественного милосердия, и Христос в ответ будет помогать нам и нашим ближним преодолевать трудности и скорби, которые нам неминуемо преподносит эта непростая жизнь.