Праведный Иоанн Кронштадтский. Полный годовой круг слов, поучений и бесед. Беседа в неделю двенадцатую по Пятьдесятнице. О богатом юноше.

Некто один богатый юноша, подошедши к Спасителю, спрашивает Его: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это я сохранил от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мною.

Услышав слово сие, юноша отошел с печалию, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились, и сказали: так кто же может спастись? А Иисус воззрев сказал им: человекам это невозможно, Богу же это возможно» (Мф. 19:16–26).

Объясним эту часть Евангелия, с Божиею помощию, по возможности кратко. Богатый юноша, узнавший на опыте превратность земной временной жизни и вместе выгоды обладания земными благами, возжелал вечной жизни, вечного блаженства, подходит к Источнику жизни и спрашивает Его: Учитель благий, что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Кто из нас не желал бы наследовать жизнь вечную? – Нас ничто так не ужасает, как смерть, как разлучение со всеми приятностями жизни, и ничто так не привлекает, как жизнь, и жизнь, конца не имеющая, жизнь всеблаженная. Итак, будем внимательно слушать разговор богатого юноши со Спасителем и посмотрим, что нужно для наследования жизни вечной? Господь не отвечает ему прямо на вопрос, а замечает ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Как же Ты не благ, Господи? Разве Ты не Бог, разве Ты не собезначальный Сын безначального Отца – Бога? Разве Ты и Отец Твой – не одно? Что́ это значит, что Господь как бы отрицает от Себя название благого, когда Он, Он Сам – вечная Любовь и Благость? Господь отстраняет от себя название благого не как Бог, а как человек: так как юноша обратился к Нему, как только к благому Учителю, как к обыкновенному человеку, а не как к Богу, – то Господь отвечает ему, как человек, а не как Бог; ибо никто из людей не может назваться приснотекущим источником благости, самою благостию: ибо один Самоблагий вечно, самобытно – только один Бог. Так надо понимать слова Господа: что Мя глаголеши блага? Никтоже благ, токмо един Бог.

Далее – Господь прямо отвечает на вопрос богатого юноши: если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди, – слышите все, возлюбленные братия? Для наследования жизни вечной необходимо нужно соблюдение заповедей Божиих, – и без соблюдения их невозможно наследовать жизнь вечную. Сотворивый та человек, жив будет в них (Рим. 10:5). Не всяк глаголяй Ми, Господи, Господи, внидет в Царствие небесное; но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех (Мф. 7:21).

Какия заповеди? спрашивает Господа юноша; Иисус же сказал: не убей; не прелюбодействуй; не укради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и матерь, и люби ближнего своего, как самого себя. Положите и вы все на сердцах своих эти заповеди Божии, исполнение коих вводит в жизнь вечную. Не убей, т.е. не только никого не убивай, не лишай жизни, но и никого не обижай, не унижай, не осуждай, не злословь, ни на кого не гневайся напрасно, не проклинай, ни к кому не питай ненависти, недоброжелательства, никому не желай зла, несчастия, смерти; не убивай каким-либо способом – жестокостию, побоями, лестию, хитростию, коварством, гонением; не убивай никаким вещественным орудием ни других, ни тем более – себя. Дорожи спокойствием и благосостоянием всякого, как своим собственным. Не прелюбодействуй, т.е. не имей и в сердце плотской, нечистой, греховной, животной любви к человеку, не преступай пределов любви, указанных Богом, и не взирай ни на чье лице с вожделением, с нечистою мыслию, не только не позволяй себе греховной связи с каким-либо лицом. Не укради; а чтобы не красть, не желай жить роскошно, светло, богато, весело, довольствуясь малым и необходимым. Почитай отца и матерь; в отце и матери почитай и люби Бога, даровавшего тебе чрез них бытие и воспитание, почитай в них виновников твоего бытия после Бога, виновников твоего счастия, и люби ближнего своего, как самого себя: чего себе желаешь, того желай и другим; чего себе не хочешь, того не желай и другому. Как хочешь, чтобы поступали с тобою люди, так поступай и ты с ними (Мф. 7:12). Юноша говорит Ему: все это я сохранил от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение свое, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небеси; и приходи, и следуй за Мною. Кажется, после таких слов Господа – благого Учителя – юноше идти бы да продать имение свое и раздать нищим, чтобы иметь сокровище свое на небеси; затем придти и последовать за Спасителем. Но нет: это не Петр и Андрей, не Иаков и Иоанн, рыбари галилейские, последовавшие за Христом тотчас после призвания их Господом и оставившие все. Богатство спутало, сбило с толку юношу. Вдруг он почувствовал скорбь на душе, дотоле, может быть, еще неизведанную. Заболело, заныло его сердце, почуяв воображаемое лишение своих сребренников и златниц и разного имения; а во всем этом – его душа, его жизнь, его надежда; со всем этим крепко, крепко срослось сердце его оплотяневшее. Что же богатый юноша? Куда исчезла смелость твоя, с которою ты приступил к Спасителю человеков? Ее уничтожило богатство, или пристрастие к нему: оно обессилило, повергло его в стыд, скорбь и уныние. Такова бездушная маммона! В такой стыд, унижение и смятение повергает она пристрастного к богатству! Услышав слово Спасителя, юноша – увы – отошел с печалию; потому что у него было большое имение. Вот вам и любовь к ближнему, как к себе самому, которою юноша только лишь похвалился, сказав Господу: все сие сохранил я от юности моей. Лишь только коснулось дело до раздачи денег бедным, уж и сердце заболело; и живот вечный не мил стал; и с Учителем благим неприятно стало быть вместе и беседовать; и он, полный стыда и смятения, отошел, отошел себе от благого Учителя. Господь, как Сердцеведец, видел заранее, не дожидаясь развязки дела, страстную привязанность юноши к богатству и теперь только вызвал ее наружу, чтобы показать самому юноше, какую змею он носит и греет в своем сердце, подъедающую его жизнь и губящую все благороднейшие стремления его души, и как необходимо ему оттрясти эту змею от сердца своего, чтобы она совсем не убила его. Все, кто болен сребролюбием, приложите эти слова к сердцу своему и оставьте душетленную любовь к деньгам!

Подобное тому, на чем споткнулся богатый юноша, бывает и ныне со многими из нас. Иной думает о себе, а иной и говорит о себе, что он любит ближнего, а когда дело коснется помощи ближнему, например, нужно в долг денег дать или нищему подать или странника позвать к себе в дом, накормить-напоить, утешить и упокоить его, так и сердце назад поворачивается от ближнего, – не мил становится, а часто и на взгляд противен, и сердце говорит только: проходи себе, проходи, любезный, мне до тебя дела нет; ты мне не сват и не брат; такой-то знакомый или родственник больной лежит: навестить, побеседовать не хочется; в беду, напасть кто впал: как-то сердце его чуждается, в счастьи был друг, а в несчастьи – нет. Вот вам и любовь к ближнему, как к себе самому. Для себя у нас всего с избытком достанет, для всех прихотей найдутся деньги и все; для ближнего – нет, хотя ближний – член наш; для себя на все деньги есть: и на богатый стол есть, и на вино есть, и на наряды богатые есть, на карты есть, и на табак есть, и на театр и на всевозможные прихоти, а для ближняго – нет; всего жаль для него: копейки жаль и порядочной одежды и обуви жаль, – как будто нищий не во всем подобный нам человек, как будто он бездушная статуя, как будто ему ничего не нужно. Если так будем жить, то уже, верно, вечного блаженства нам не заслужить: зане любве истины не прияша, во еже спастися (2Сол. 2:10).

Иисус, по поводу печали юноши о разлуке со своим богатством и удаления его от Господа, сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царствие небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Отчего это? Оттого, что богатство для богатого есть идол, коему он кланяется, на коего он надеется, на него, а не на Бога, – оттого, что оно ожесточает его сердце, его душу, делая ее рабою тления, неспособною к любви Божией. Потому апостол пишет ученику своему Тимофею: богатым в нынешнем веце запрещай не высокомудрствовати, ниже уповати на богатство погибающее, но на Бога жива, дающаго нам вся обильно в наслаждение (1Тим. 6:17). Услышав слова Спасителя о трудности богатому войти в Царство небесное, ученики Его весьма изумились, и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно. Значит, и богатым не должно отчаяваться в своем спасении, как и бедным; только надо во благо себе и ближним употреблять свое богатство, считать его не своим, а Божиим добром, которое дано нам не для нас одних, а и для других, для тех, которые сами по болезни или по чему другому не в состоянии достать себе необходимого пропитания, также необходимой одежды или крова.

Будем же все, по силам своим, делиться своим добром с бедными и нищими, чтобы иметь нам сокровище на небеси и, по благодати Христа Бога, получить за эту малую милость к братиям своим – живот вечный. Ибо милостивии помиловани будут (Мф. 5:7). Аминь.

https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/polny..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели